Прогулки, чтенье, сон глубокий Печать Email

1 - 25 апреля 2013

Татьяна Козьмина - "Прогулки, чтенье, сон глубокий"

Татьяна Козьмина - замечательный петербургский художник, график, книжный иллюстратор. И еще - она "гений места" Старой Ладоги, знаток и певец ее красот и истории. Нынешняя выставка посвящена ее последней работе - собственной художественной интерпретации "Евгения Онегина".

Экспозиция выстроена вокруг (в буквальном и переносном смыслах) единственного экземпляра великого романа, переписанного и проиллюстрированного художником. Но не стоит ждать от Татьяны Козьминой новых образов хрестоматийных героев: её Пушкин - это часть староладожской жизни, уклада ее дома, пейзажа, света, воздуха.

Татьяна Козьмина о своей выставке в DO-галерее:

"В нашей Ладожской патриархальной жизни хорошо читается Пушкин, и вот что из этого вышло. В 1999 году я сделала авторский альбом из 14 литографий, к которому эпиграфами выбрала строчки из «Евгения Онегина», просто фиксируя симпатичные соответствия. Затем я смастерила целых 5 экземпляров альбома «Для развлеченья, для мечты, для сердца» - чисто художественный проект. С тех пор «Онегин» выучился наизусть, да ещё и с вариантами.
Вроде бы книжка хорошо известная, но, разбирая петит примечаний и вариантов, традиционно помещённых в самый конец, без ссылок из основного текста, я сделала для себя множество открытий! Вычитывать и прикладывать к канонизированному тексту эти пропущенные строфы и строчки – какая-то специальная казнь для внимательного читателя. Это вообще неправильно. Не думая ни о чём, кроме собственного удобства, я переписала «Е.О» подряд, поставив всё несправедливо запрятанное в соответствующие места: так, как это могло бы располагаться, например, в черновиках Александра Сергеевича. Конечно, я совсем не пушкиновед, а просто любитель и читатель Пушкина. Поэтому из уважения к устоявшейся традиции публикаций «Е.О.» все вставки я поместила «потайным» способом либо в завороты страниц, либо проложив калькой. В общем, макет получился непростой, зато логичный. Переписанный «Е.О.» увеличился чуть ли не на четверть или даже треть, что очень приятно и радостно: чем больше гения, тем лучше.
И только тогда я смогла почувствовать иначе некоторые интонации. Например, после письма Татьяны Онегин встречается с ней в саду и аккуратно отказывается от её любви. Татьяна потом припоминает этот эпизод, обвиняя его в холодности и суровости, на мой взгляд несправедливо. Но там есть ещё и пропущенная строфа про несносных псковских барышень …
А как здорово прочесть целиком главу «Путешествие Онегина»!
Переписанное, так как я художник и по совместительству уездная бары(ш)ня, снабжено картинками. Литературные шедевры потому и не старятся, что вызывают созвучия мыслей, чувств. В моём случае прилагается повседневная жизнь с самоваром, печным теплом, пейзажем за окном, полями, лесами и т.д. Материал для рисунков взят, в основном, из деревенского Староладожского антуража.
На выставке я представляю атмосферу моего дома, в котором возникла идея этого издания. Этюды и картинки стали материалом рисунков в книге. Всё это несколько припахивает нафталином – и пусть. Мой бытовой ХХI век ближе пушкинскому ХIХ, и в этом смысле это тоже концепция. Наверное, только в заповедной жизни нашей усадьбы можно было с сентября 2011 до июня 2012 целыми днями неспешно возиться с книгой для собственного удовольствия. «В глуши что делать в эту пору?»

 

DO-галерея не является туристическим агентством, не оказывает туристических услуг и не продает путевки. Путешествия DO-галереи - это совместные путешествия единомышленников, клуб "по интересам".